Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Важные ссылки

kremlin

duma

gosuslugi

 

>

Новости

О гарантиях, предоставляемых законом беременным женщинам, при расторжении трудового договора

В целях установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, а также защиты прав и интересов работников и работодателей органами государственной власти Российской Федерации было разработано соответствующее трудовое законодательство, основу которого составляет Трудовой кодекс РФ.
Однако практика прокурорского надзора показывает, что не все граждане обладают полной и достоверной информацией, касающейся их трудовых прав и обязанностей, а вопросы соблюдения трудового законодательства, в том числе и вопросы, связанные с гарантиями, предоставляемыми законом беременным женщинам при расторжении трудового договора, своей актуальности не утратили.
В этой связи городская прокуратура разъясняет следующее:
Во-первых, в соответствии с действующим законодательством расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается.
Исключением из этого правила является лишь случаи ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Во-вторых, в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска.
Здесь необходимо отметить, что женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.
В-третьих, увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности допускается, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья.
Однако при этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Гарантии реализации права граждан на получение бесплатной квали-фицированной юридической помощи в Российской Федерации

В целях создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию, федеральным законодателем был принят Фе-деральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Закон), который регулирует виды и объемы, а также устанавливает категории граждан, которые вправе получить квалифицированную бесплатную юридическую помощь.
Однако, как показывает практика, не все граждане обладают полной и досто-верной информацией, касающейся указанного вопроса.
В этой связи городская прокуратура разъясняет, что, во-первых, в соответст-вии с Законом участниками государственной системы бесплатной юридической по-мощи являются:
1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им уч-реждения;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и под-ведомственные им учреждения;
3) органы управления государственных внебюджетных фондов;
4) государственные юридические бюро.
Согласно Закону адвокаты и нотариусы также отнесены к участникам госу-дарственной системы бесплатной юридической помощи.
Во-вторых, в силу ст. 6 названного Закона бесплатная юридическая помощь оказывается в виде: правового консультирования в устной и письменной форме; со-ставления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Фе-деральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Рос-сийской Федерации, а также может оказываться в иных не запрещенных законода-тельством Российской Федерации видах.
В-третьих, согласно ст. 20 Закона установлены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи.
Так, правом на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных ст. 6 Закона, в рамках государственной системы бесплатной юри-дической помощи имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожи-точного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответст-вии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граж-дане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (малоимущие граж-дане);
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бес-платной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставше-гося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юри-дической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридиче-ской помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилакти-ки безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представи-тели и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных инте-ресов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соот-ветствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психи-атрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в ре-зультате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Рос-сийской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в силу ст. 21 Закона государственное юридическое бюро или адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бес-платной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь в рамках госу-дарственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин:
1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеюще-му правового характера;
2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установ-ленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.
Если государственное юридическое бюро или адвокат, являющиеся участни-ками государственной системы бесплатной юридической помощи, принимают ре-шение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение.
Немаловажно знать, что в силу требований закона государственные юриди-ческие бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бес-платной юридической помощи, не оказывают бесплатную юридическую помощь гражданину, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина.